Узлы и оборудование
Основным узлом мостовых кран-балок является механизм подъема груза, помимо которого краны разных типов включают от 1 до 3 а в некоторых случаях и до 6 разных механизмов:
- вращение поворотной части (поворотной стрелы) грузовых тележек;
- подъем или выдвижение консоли моста;
- перемещения грузовой тележки;
- изменения вылета стрелы;
Механизмы передвижения крана
Передвижные краны также имеют механизм передвижения крана. В кранах с большой грузоподъемностью, помимо механизма главного подъема, зачастую устанавливают один или два самостоятельно работающих механизма для более быстрого перемещения грузов с меньшей массой.
Механизмы подъема и захвата груза
Механизм подъема груза разработан из гибкого подъемного органа (часто – стального каната) и грузовой однобарабанной или двухбарабанной лебедки.
Непосредственно к канату или через нижнюю обойму полиспаста крепятся грузовой крюк или разные грузозахватные устройства, которые могут действовать автоматически.
Например, пневматические присосы, подъемные электромагниты, грейферы, клещевые захваты и т.п. (П.к., соответственно, называются крюковыми, грейферными, клещевыми, магнитными, контейнерными и т.д.).
Если есть необходимость иметь несколько ступеней скорости подъема (скажем, посадочную, высокую для грузов с малой массой) используют многоскоростные лебедки.
В ситуациях, когда необходима особенно большая точность в работе в технологических операциях (например, в каких-либо металлургических мостовых кранах), а также во время штабелирования грузов используют жесткий подвес.
В таком случае грузозахватное устройство крепится к штанге, которая двигается по вертикальным направляющим. Жесткий подвес целиком препятствует раскачиванию груза, тем не менее, достаточно утяжеляет кран.
Для того чтобы обеспечить безопасность работы, механизмы подъема должны снабжаться ограничителями хода грузозахватного устройства, ограничителями грузового момента или грузоподъемности.
У некоторых подъемных кранов есть крановые весы, который действуют автоматически. Они позволяют определить массу груза, который поднимается.
Механизмы передвижения грузовых тележек
Механизмы передвижения тележек и кранов по рельсовому пути бывают зачастую с приводными колесами, и реже с канатной тягой (она обычно используется исключительно для грузовых тележек).
Приводные колеса могут быть с раздельным и центральным приводом. Вращение колес с центральным приводом совершаются одним двигателем через трансмиссионный (промежуточный) вал.
В раздельном приводе приводная двухколесная ходовая тележка или каждое колесо оснащены своим двигателем.